У каждой страны своя война, со своими потерями, бедами, победами, даже если речь идет о Второй мировой. Отражение национальной памяти – не только в документальных свидетельствах, фотографиях и письмах, но и в художественном кино. Проект Weekend РИА Новости предлагает взглянуть на страшные события тех лет глазами кинематографистов из СССР, Америки и Европы.
"Летят журавли". Россия (СССР), 1957 год
Выбрать среди советских и российских фильмов о Великой Отечественной войне всего один задача практически невыполнимая. "Они сражались за родину", "Иди и смотри", "А зори здесь тихие", "Проверка на дорогах", "Семнадцать мгновений весны"… только на перечисление названий уйдет несколько страниц. И лента Михаила Калатозова, рассказывающая о вовсе негероической стороне войны, в этом списке все еще стоит особняком. История одной любви, едва зародившейся и несостоявшейся, история неверной "солдатки" Вероники, недожавшейся жениха Бориса с фронта и вышедшей замуж за его брата Марка.
Этот "идеологически невыдержанный фильм" выиграл Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, стал лидером кинопроката во Франции, а главное – изменил советский кинематограф. Известно, что советские критики возмущались излишней кинематографической эффектностью эпизодов "грехопадения" Вероники, а Хрущев после просмотра и вовсе назвал главную героиню "шлюхой". И, тем не менее, зрители не осудили неоднозначный образ героини, созданный Татьяной Самойловой.
Операторские и режиссерские решения фильма стали хрестоматийными: практически каждый эпизод фильма подробно разбирается в учебниках. Примером совершенной операторской графики считается снятый с верхнего ракурса мрачный кадр у Крымского моста, позволяющий почувствовать взгляд Марка в спину удаляющейся Вероники вдоль противотанковых ежей. Он рифмуется с открывающим фильм эпизодом светлой утренней Москвы, когда Вероника и Борис видят в небе журавлиный клин.
После успеха ленты за рубежом в газете "Советский фильм" в 1958 году цитировали отзывы западной прессы: "В "Летят журавли" режиссера… показал кусок подлинной жизни в эпоху войны. Это подлинно человечный, проникнутый теплотой кинорассказ о любви, о смятении чувств". Эта подлинность человеческих эмоций и неоднозначность принятых героями решений и сделала картину такой близкой совсем разным людям.
Подробнее о фильме "Летят журавли" >>
"Список Шиндлера". США, 1993 год
В американском кинематографе фильмов, посвященных Второй мировой войне, не меньше, чем в советском. Голливудская машина по производству кино не останавливалась ни на минуту и в годы войны. Хотя ряды кинематографистов немного поредели, например, Кларк Гейбл в 1942 году стал добровольцем американской армии и участвовал в авианалетах на Германию.
Сначала война в голливудских фильмах проходила скорее фоном, как в "Касабланке": "немцы были в сером, ты в голубом" говорил герой Богарта. Со временем, интерес к теме не угас, причем Голливуд чаще других обращается к самой болезненной и страшной теме Второй мировой войны – Холокосту.
Один из самых известных фильмов на эту тему – "Список Шиндлера" Стивена Спилберга, повествующий о немецком бизнесмене, спасшем более тысячи польских евреев из концлагерей. Режиссер несколько лет вынашивал план съемок. Его бабушка преподавала английский иммигрантам из Венгрии, пережившим Холокост, Спилбергу тогда было всего три года, и он учил цифры по номерам, вытатуированным на руках этих людей. Фильм принес режиссеру первый "Оскар", стал одной из наиболее прибыльных работ режиссера (при этом до сего дня оставаясь самым дорогим черно-белым фильмом в истории кино), но сам Спилберг отказался от гонорара, основав не эти деньги благотворительный фонд.
Несомненное достоинство фильма – актерский состав: Лиам Нисон в роли Оскара Шиндлера и Рэйф Файнс в роли коменданта лагеря, гауптштурмфюрера Гёта. Последнему удалось настолько вжиться в роль, что одна из узниц Освенцима, "еврейка Шиндлера" Мила Пфефферберг говорила, что актер не только внешне похож на прототип, но и поразительно точно передал его поведение и манеры Гёта.
Говоря о теме Холокоста в кино нельзя не упомянуть "Пианиста" Романа Полански (экранизация автобиографии польского музыканта Владислава Шпильмана), хотя этот фильм нельзя воспринимать как "национальный" взгляд, это скорее "личное дело" режиссера. Да и сам Полански скорее "гражданин мира". Ему было 8 лет, когда он сбежал из краковского гетто в день его ликвидации, его мать позднее умерла в Освенциме. Воплотить на экране пережитый тогда ужас талантливому режиссеру помог не менее талантливый актер. Эдриану Броуди роль Шпильмана далась очень тяжело, готовясь к ней он на личном опыте прочувствовал весь ужас изоляции, похудел на 14 килограмм. Когда на съемках актеру пришлось перелезать через стену, он, обессиленный, в самом деле мог сделать это лишь с большим трудом. На съемочной площадке Броуди все время был наедине с собой: Полански поощрял это одиночество и сводил общение к минимуму, а люди вокруг говорили по-польски.
"Горит ли Париж?". Франция, 1966 год
Франция одной из первых вступила в войну – 3 сентября 1939 года, после нападения Германии на Польшу. В мае 1940-го немецкие войска начали наступление на Францию, а 14 июня пал Париж. Оккупация продлилась до 25 августа 1944 года, когда город был освобожден союзниками. За это время город и страна разделились на сторонников режима Виши и борцов Движения Сопротивления, именно его героям и посвящен фильм Рене Клемана "Горит ли Париж?".
Название ленте дала одна из легенд второй мировой войны: Гитлер, поняв, что ему не удастся удержать Париж, приказал взорвать его. Выполнить задание должен был генерал фон Хольтиц, но тот провалил задание, город был освобожден, и Гитлер, узнав об этом, якобы, звонил фон Хольтицу, в ярости требуя ответа на вопрос: "Горит ли там Париж?".
Актерский состав был многонациональным и лента была совместным французско-американским проектом. Роль фон Хольфица сыграл немецкий актер Герт Фрёбе (большинству он известен по роли Голдфингера в одном из фильмов бондианы). Гитлера сыграл швейцарский актер Билли Фрик, актер мало снимался и известен главным образом именно тем, что играл фюрера (в 1973 году сатирический журнал Pardon нанял его исполнить роль Гитлера на Франкфуртской ярмарке, и тогда появление актера на публике закончилось скандалом и даже арестом). В роли генерала Паттона отметился Кирк Дуглас, а Орсон Уэллс сыграл шведского консула Нордлинга.
За французскую часть актерского состава отвечали Ив Монтан, Жун-Луи Трентиньян, Симона Синьоре, Жан-Пьер Кассель и, конечно, два "главных" французских актера второй половины ХХ века – Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон. Первоначально предполагалось, что Бельмондо сыграет полковника Анри Роль-Танги (одного из руководителей французского Сопротивления), позже эту роль отдали Бруно Кремеру, в первую очередь из-за большего внешнего сходства Кремера с прототипом. Но Бельмондо остался в фильме в роли другого борца с фашизмом – Ива Моранда. Делон сыграл роль Жака Шабан-Дельмаса – одного из ближайших соратников де Голля в годы войны.
Фильм был снят на черно-белую пленку, так как французские власти запретили развешивать в городе красно-черные флаги с нацистской символикой, в результате были использованы серые, и в фильме разница не заметна. Воспоминания парижан об оккупации были еще сильны. Известен случай, когда одетые в нацистскую форму статисты, пообедав в кафе в перерыве между съемками, повергли в ужас проезжавшего мимо почтальона, тот бросил свой велосипед и в страхе бежал с криками "Они вернулись!". Возможно, сейчас это покажется кому-то забавным, но этот факт передает тот ужас, с которым людям приходилось жить несколько лет.
Впрочем, французы не были бы французами, если бы не привнесли в картину частичку юмора. Например, весьма комично смотрится сцена, когда герои Жана-Поля Бельмондо и Лесли Карон прорвавшись город на велосипедах сквозь осажденный к Матиньонскому дворцу, где находился штаб правительства вишистов, "захватывают власть" без единого выстрела, одной фразой - "Здравствуйте! Я пришел занять дворец…"
"Рим, открытый город". Италия, 1945 год
Роль Италии во Второй мировой войне была, скажем так, неоднозначной. До 1943 года страна вела агрессивную политику и входила в число союзников гитлеровской Германии. После ареста Муссолини осенью 1943 года было заключено перемирие с союзниками, но в реальности страна разделилась на два лагеря: Итальянская социальная республика продолжила войну на стороне Германии, а Королевство Италия – на стороне антигитлеровской коалиции. В то же время в стране действовало итальянское Сопротивление, а партизанская армия в 1944 году насчитывала более 100 тысяч человек.
27 сентября 1945 года в Италии состоялась премьера фильма Роберто Росселини "Рим, открытый город". Этот фильм – знаковый и для режиссера, и для кинематографа и для зрителей по нескольким причинам. "Рим" считают отправной точкой итальянского неореализма – течения, принципы которого во многом повлияли на современный кинематограф. Для режиссера он стал самой известной работой, и воспринимался не только как художественное, но и как гражданское высказывание.
Лента повествует о последних месяцах фашисткой оккупации Рима. Росселлини начал работать над сценарием ленты вместе с Федерико Феллини и Серджо Амидеи еще во время немецкой оккупации Италии. На экране появилась не только новая реальность без прикрас. Во время съемок режиссер тщательно избегал любой искусственности, начиная от освещения, заканчивая статистами: немецких солдат играли немецкие же военнопленные.
Италию все еще воспринимали (в том числе и в СССР, куда лента попала через пару лет после премьеры) как бывшего союзника фашистов, и увиденное на экране – простые люди, также любящие, страдающие и сражающиеся с тем же врагом – производило неизгладимое впечатление, не исчезающее и сейчас, во многом благодаря героям. Самой запоминающейся сценой фильма стал расстрел главной героини Пины, бегущей за машиной в которой увозят ее жениха. Анна Маньяни, сыгравшая эту роль, сумела воплотить на экране образ простой итальянки, немного грубой, горячей и бесстрашной.
"Мистер Питкин в тылу врага". Великобритания, 1958 год
Война не повод для шуток, но юмор – лучшее средство пережить любую трагедию, достаточно лишь высмеять злодеев. Но комедий, затрагивающих тему Второй мировой войны, не так много. Первым фильмом, высмеивавшим нацизм, был "Великий диктатор" Чарли Чаплина, вышедший на экраны в 1940-м году. Это первый полностью звуковой фильм Чаплина и абсолютно неприкрытая сатира на Гитлера (в фильме диктатора зовут Аденоид Хинкель).
Среди наиболее успешных комедий послевоенного времени – британская лента, получившая в русском варианте название "Мистер Питкин в тылу врага" (оригинальное название The Square Peg довольно сложно перевести на русский, оно обозначает человека, который находится не на своем месте или выполняет не подходящую ему работу). Эта комедия положений построена на довольно типичном сюжетном ходе: землекоп Питкин оказывается не в том месте и не в то время - перепутав грузовики, он оказывается в тылу у немцев в оккупированной Франции, да к тому же выясняется, что Питкин удивительно похож на командующего в этой местности генерала. Положительные герои хоть и нелепы и рассеянны, но юмор и изобретательность спасает их в самых безвыходных ситуациях, а фашисты в фильме – еще более нелепы и глупы, так что насмехаться над ними вдвойне приятно. Возможно этот простой подход и принес фильму успех как на родине, так и в СССР и, как ни странно, в Албании, где успех ленты сделал исполнителя главной роли британского комика Нормана Уиздома национальным героем. Уиздом также был сценаристом фильма. Питкин – самый известный и успешный образ, созданный Уиздомом на экране, полюбившийся и простым зрителям и критикам и британской королеве Елизавете II, которая в 2000году произвела актера в рыцари, а Чаплин восхищался его талантом и называл своим "любимым комиком".
Сниматься в кино Уиздом начал довольно поздно - после 30-ти (в 1948 году), за это время успев, побродяжничать (отец выгнал его из дома в 9-летнем возрасте), поработать портье, шахтером и послужить в армии в годы войны.
Одним из "достижений" Уиздома в годы Второй Мировой стало дисциплинарное взыскание от самого премьер-министра Уинстона Черчилля. Уиздом работал телефонистом в командном бункере в Лондоне, и в его обязанности входило соединять премьер-министра с военачальниками, во время одного из таких разговоров он неудачно пошутил, назвав Черчилля запросто – Винни. Винни шутку не оценил, Норман получил взыскание и был переведен в другой полк.
"Четыре танкиста и собака". Польша, 1966-1970
Польша стала первой страной, на которую напала фашистская Германия. Польский кинематограф, прекративший существование в годы войны, начал возрождаться в конце 1940-х с подачи соцреализма, а позже сумел освободиться от навязанных формальностей и создать собственную школу. Польские телесериалы о Второй Мировой войне с ностальгией вспоминают многие жители бывшего соцлагеря, например, "Ставка больше, чем жизнь" или "Четыре танкиста и собака".
21-серийный фильм, в народе в шутку называемый "Три поляка, грузин и собака", выходил на экранах в течение четырех лет с 1966 по 1970-й и позже не раз с успехом транслировался в "идеологически близких СССР" странах: тогдашней Чехословакии, ГДР, Венгрии и даже на Кубе.
В основе сериала одноименная повесть Януша Пшимановского, который сам воевал и работал военным журналистом. В фильме сюжет и герои претерпели небольшие изменения (так, в книге командиром танка был советский офицер), но суть сюжета осталась той же.
В 2006-2007-м годах, на волне переоценки советского прошлого, сериал стали обвинять в искажении истории Польши, а тогдашний председатель польского телевидения Бронислав Вильдштейн и вовсе запретил показ ленты. После снятия Вильдштейна с поста запрет отменили и в марте 2008 года фильм был показан по польскому каналу PTV2.
Успех фильма был обусловлен в первую очередь тем, что военно-приключенческий жанр был рассчитан скорее на подрастающее поколение. Приключения настоящих фронтовых товарищей, благородство и смелость героев, переданные на экране замечательными актерами не могли оставить зрителей равнодушными. В Польше и России на этом фильме выросло целое поколение, которое сейчас может и не вспомнит все политические коллизии и идеологические подоплеки, но точно знает, что пса в сериале звали Шарик!
"Подводная лодка". Германия, 1981
Германия и немцы в кино о Второй Мировой войне – это воплощение образа врага. Тем ярче на общем фоне выделяется фильм Вольфганга Петерсена "Подводная лодка". Ему удалось сломать стереотип о безжалостных фашистах, стремящихся поработить весь мир, показав, что война – трагедия для всех кто в нее вовлечен, по своей воле или против нее. Этот неканонический взгляд на историю в первый момент шокировал зрителей, и не в последнюю очередь в самой Германии, где лента была подвергнута цензуре.
В основе фильма одноименный роман Лотара-Грюнтера Буххайма, который сам служил в немецкой армии в годы Второй Мировой войны. А консультантом на съемках был реальный командир подлодки - капитан Генрих Леманн-Вилленброк, которому тогда исполнилось уже 70 лет. Главная героиня – затонувшая подлодка U-96 - после выхода книги и фильма стала самой узнаваемой немецкой субмариной, и чуть позже эту же модель использовал Стивен Спилберг в одном из фильмов про Индиану Джонса.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников